читать дальшеПРОФЕССОР. Продолжим прошлую беседу.
СТУДЕНТ. Да, мы говорили тогда об особенностях исторического развития России, их причинах и последствиях.
ПРОФЕССОР. А теперь, давайте, поговорим о становлении и развитии её государственности. С какого, вообще, исторического времени и почему мы можем начать обсуждать эту тему?
СТУДЕНТ. Я думаю, с конца прошлого тысячелетия, т.е. появления письменности в этом регионе, потому что ранний период освещается только археологическими данными, и скудными упоминаниями в источниках других стран - информации слишком мало и точного представления о том периоде быть не может.
ПРОФЕССОР. Верно, но точно ли нам известно всё о древней Руси конца прошлого тысячелетия?
СТУДЕНТ. Разумеется нет, летописные источники не всегда однозначно читаемы, описывают не всё, и писал их живой человек со своим взглядом на жизнь. Но, конечно, и есть общепринятые взгляды на тот период: древне русская народность сложилась из смешения многих племен.
ПРОФЕССОР. А какие Вы могли бы назвать?
СТУДЕНТ.Фино-угорские племена
Да
Нет
Татаро-монгольские
Да
Нет
3-4 крупных славянских племени
Да
Нет
Много мелких восточно-славянских племён
Да
Нет
Балтийские племена
Да
Нет
ПРОФЕССОР. И из этой смеси возникло единая этническая целостность со своей государственностью. И что мы о ней знаем?
СТУДЕНТ. Государство называлось Киевская Русь, было раннефеодальной монархией со своей особенностью, а именно:абсолютная власть князя, опирающегося на свою дружину
Да
Нет
наличие хорошо развитых институтов народовластия, ограничивающих князя: по-существу князь был наёмным военно-административным главою.
Да
Нет
ПРОФЕССОР. Да, и поэтому Боярская Дума, являющаяся представительным органом местной аристократии, могла конфликтовать с князем. Было ли в этом обществе чётко выраженное классовое разделение?
СТУДЕНТ. Разумеется, были феодалы и крестьяне - иначе мы не говорили бы о феодальной монархии. Крестьяне были свободные или с разными степенями зависимости.
ПРОФЕССОР. Я рад, что это Вам очевидно. А из каких слоёв населения сложился класс феодалов?
СТУДЕНТ. Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники. Несколько позже, во второй половине Х в. и особенно в XI в., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства.
ПРОФЕССОР. Это значит, что количество феодалов увеличивалось. Это могло происходить за счет обеднения крестьянства или наоборот: его увеличения. Какова же тогда была жизнь на Руси?
СТУДЕНТ.Жизнь в ней была очень скудна и бедна.
Да
Нет
Было много богатых городов, бурлила внешняя и внутренняя торговля.
Да
Нет
ПРОФЕССОР. Верно, но я сознательно не назвал ещё одну возможную причину: дробление феодальных наделов и обеднение феодалов.
СТУДЕНТ. Да, это тоже имело место на Руси, но позже - с XII в.
ПРОФЕССОР. А что мы можем сказать о процессе христианизации Руси? Ведь одно дело - дата официального принятия, и совсем другое - действительное принятие подавляющим большинством народа.
СТУДЕНТ. Христианизация Руси имела много важных и чаще положительных последствий:отмирание пережитков родового строя, включая рабство
Да
Нет
оформление Церкви как организации
Да
Нет
улучшение отношений с крестоносцами - христианами Западной Европы
Да
Нет
развитие культуры, техники, ремёсел под влиянием Византии
Да
Нет
И проявлялись эти последствия, действительно, не сразу, а где-то полвека спустя.
ПРОФЕССОР. Давайте-ка теперь поговорим о Золотой Орде и её влиянию на Русь.
СТУДЕНТ. Монголы воевали с половцами, а русские князья встали на их защиту, после чего монголы разорили и многие русские города.
ПРОФЕССОР. Интересно получается, мы защищали половцев - наших бывших врагов? Резонно предположить, что к тому времени половцы были уже просто соседями, лишь участвующими во вражде князей, и, наверное, с ними велась торговля?
СТУДЕНТ. Звучит убедительно - иначе русичам было бы разумнее объединиться с монголами против половцев.
ПРОФЕССОР. Хорошо, что Вы упомянули о разумности. На протяжении монгольского влияния именно разумность спасала города и князей, а не безудержная горячность. Но что мы можем сказать о самой Золотой Орды.
СТУДЕНТ.С этнической точки зрения она представляло собой очень пеструю смесь разных народов
Да
Нет
Была всегда нетерпима к чужим религиям и быту
Да
Нет
Из европейских стран повлияла только на Россию
Да
Нет
Оказалась в затруднительном положении при походе на неё войск Тимура
Да
Нет
Раскололась на несколько самостоятельных государств
Да
Нет
ПРОФЕССОР. А монгольская угроза - единственная военно-политическая проблема России того времени?
СТУДЕНТ. Нет, с северо-запад угрожали сначала крестоносцы, потом окрепло польско-литовское княжество. А с юга через Золотую Орду нам угрожали войска Тимура.
ПРОФЕССОР. А когда Русь окончательно перестала быть зависимой от Золотой Орды, и что этому способствовало?
СТУДЕНТ.Объединение Руси - увеличение военной силы
Да
Нет
Раскол в Орде - ослабление её через внутренние конфликты
Да
Нет
Помощь западных соседей
Да
Нет
ПРОФЕССОР. И Россия с XVI начинает вновь играть важную роль в Евразийской политике.
СТУДЕНТ. Да, и внешняя политика не ограничивается военной сферой, а она, кстати, из оборонительной, превращается в завоевательную.Россия устанавливает торговые и дипломатические связи различными странами Азии
Да
Нет
Россия устанавливает торговые и дипломатические связи различными странами Европы
Да
Нет
Стремится завоевать ханства - остатки Золотой Орды на юге и востоке
Да
Нет
Объединяется с христианскими странами Европы
Да
Нет
Начинает войны за обладание выходом в моря атлантического бассейна
Да
Нет
ПРОФЕССОР. И что же на этом фоне было с феодальным строем в России?
СТУДЕНТ. Происходило усиление центральной власти и крепостной зависимости крестьян на фоне экономического подъёма и зарождения буржуазных отношений.
ПРОФЕССОР. И тут же началось смутное время. Крепли, крепли и на тебе... У Руси хватило сил вновь объединиться и прогнать иноземных завоевателей, занявших север и даже столицу. Для такого резкого, но непродолжительного упадка должно было быть несколько причин, стечение обстоятельств.
СТУДЕНТ. И оно было.Борьба за престол различных претендентов
Да
Нет
Религиозный раскол общества
Да
Нет
Междоусобная борьба общественных классов
Да
Нет
Вмешательство иноземных правительств
Да
Нет
ПРОФЕССОР. Однако уже в XVII веке Россия сама угрожает бывшим оккупантам, делит тех, кто пытался делить её.
СТУДЕНТ. Возвращается к решению своих прошлых внешнеполитических задач, добавляя к ним новую: воссоединение с Украиной. И, можно сказать, молниеносно продолжает освоение Сибири до Тихого океана.
ПРОФЕССОР. И что же дальше с государственностью?
СТУДЕНТ. В XVII-XVIIIв.в. политический строй эволюционировал к абсолютизму, что выразилось в:централизации управления
Да
Нет
падении значения земских соборов, выборного начала
Да
Нет
непрерывных военных победах
Да
Нет
конфликте церкви и государства, закончившемся победой светской власти
Да
Нет
притеснении иноземцев
Да
Нет
ПРОФЕССОР. И быстрее и ярче всего это происходит в петровскую эпоху - эпоху, знаменитую резким, насильственным реформизмом. А как бы Вы охарактеризовали послепетровский период?
СТУДЕНТ. Период дворцовых переворотов, когда непомерно возрастает роль гвардии, т.е. среднего дворянства, добивавшейся улучшения своего положения за счет остального населения
ПРОФЕССОР. Верно, а что мы скажем о правлении Екатерины II с точки зрения развития государственности?
СТУДЕНТ. Усиление крепостничества: превращение крестьян почти в рабов
Да
Нет
Объявлена свобода предпринимательства, обеспечивающая развитие купечества
Да
Нет
Создана сеть губернских уездных органов власти - для усиления бдительного надзора дворянства за жизнью населения
Да
Нет
Новый конфликт церкви и государства
Да
Нет
Формируется капиталистический уклад, складывается основа абсолютной монархии
ПРОФЕССОР. А Павел I, попытавшийся урезать вольности дворянства был этим дворянством убит, и Россия получила свою проблему: складывание капитализма при сохранении крайнего крепостничества.